B2B-маркетинг и его особенности

Эффективный B2B-маркетинг — сложная задача. Между творческими требованиями, бюджетными ограничениями и решениями по каналам маркетологам приходится жонглировать множеством инструментов при разработке своей маркетинговой стратегии. Однако самый серьезный фактор, который определяет эффективность маркетинга — целевая аудитория бизнеса. Важно понимать, с какими компаниями вы работаете, в чем их проблемы, как их решит ваш продукт. Подробнее — в материале экспертов агентства комплексного маркетинга Exiterra.

Что такое маркетинговая стратегия B2B?

Маркетинговая стратегия в B2B (от англ. business-to-business — «бизнес для бизнеса»)— это план для охвата определенной целевой группы и превращения её в клиентов своих продуктов или услуг. 

B2B-маркетинг  — это процесс продвижения товаров и услуг для других компаний. В отличие от B2C-маркетинга, где целевая аудитория — конечный потребитель, B2B-маркетинг ориентирован на корпоративных клиентов, включая организации, предприятия и других бизнес-партнёров.

Хорошая маркетинговая стратегия вращается вокруг самой основы компании: ее основных ценностей, позиционирования бренда, целевого рынка и целевой группы.

Компании, ориентированные на маркетинг, ставят свою маркетинговую стратегию на один уровень со стратегическими целями бизнеса. В таких компаниях все другие стратегии — продаж, цифровизации, выхода на рынок, НИОКР и тому подобное, — вытекают из маркетинговой стратегии.

Ключевое преимущество маркетинговой стратегии в том, что она помогает достигать бизнес-целей, увеличивать доход компании, привлекать новых покупателей. В этом плане стратегические решения B2B аналогичны B2C. Однако между этими направлениями бизнеса есть существенные различия, которые определяют подходы к стратегии:

ХарактеристикаМаркетинг в сфере B2BМаркетинг в сфере B2C
Цель маркетингаОправдать окупаемость инвестиций, продемонстрировать экспертизу брендаЗакрыть текущую потребность клиента с помощью выгодного для него предложения

Мотивация покупки

 

Рациональный подход к выбору решения, снижение финансовых и репутационных рисковЭмоциональное и зачастую спонтанное желание покупки
Процесс покупкиПокупатели предпочитают работать с менеджерами по работе с клиентами. От выбора продукта до покупки проходит несколько этапов согласований.Клиенты совершают покупки быстро и напрямую у компании, например, с помощью онлайн-каталога.
Цель покупки

Закрыть проблему бизнеса в долгосрочной перспективе.

 

Устранить текущую проблему. Долгосрочные отношения возможны, но необязательны..

Как разработать маркетинговую стратегию в B2B

Стратегия маркетинга в B2B компаниях всегда выводится из более общей картины. Отдельные аспекты работы по стратегии излагаются в маркетинговой тактике и конкретизируются в маркетинговом плане.

Можно выделить 6 ключевых шагов по созданию маркетинговой стратегии в B2B:

Определите маркетинговые цели

Маркетинговые цели вытекают из цели компании. Все маркетинговые цели должны способствовать достижению более масштабной задаче — достичь успеха на определенном рынке B2B.

Проанализируйте текущую бизнес-ситуацию

Вы можете создать свою стратегию с нуля или обновить текущую. В любом случае вам необходимо проанализировать текущее состояние ваших каналов и инструментов, чтобы понять, какие решения для продвижения продукта будут максимально эффективными.

Определите группу лиц, которые принимают решения

Компания сама по себе — это не целевая группа. Как правило, на промышленных рынках решения принимают несколько человек с разными ролями. Поэтому критически важно определить нужную цепочку, с которой будут работать маркетологи и менеджеры по продажам.

Опишите путь клиента

Путь клиента — это цепочка взаимодействий с брендом от первоначальной заинтересованности в продукте до превращения в лояльного покупателя. Карта клиентского пути — ядро вашей стратегии, которое отвечает на вопрос «Как бренду нацелиться на клиентов на каждом этапе воронки?»

Создайте свой маркетинговый план B2B

Сам маркетинговый план отражает первые 4 шага. Это всеобъемлющая, действенная схема, которая описывает детали того, как обращаться к целевой группе. Каналы и контент сопоставляются с путем клиента. С помощью плана вы фокусируетесь на том, как донести до покупателей ваше УТП.

Сделайте свои результаты измеримыми

Маркетинговый контроль – это необходимость. Современный цифровой маркетинг основан на KPI и больших данных. Этот последний шаг вашей маркетинговой стратегии закрывает цикл вашего анализа и делает действия измеримыми.

Какие инструменты применять в B2B-маркетинге

Инструменты B2B-маркетинга — это комплекс решений, которые применяют в зависимости от масштабов бизнеса и его специфики. Так, крупные предприятия могут использовать самый широкий спектр инструментов — от CRM- и контент-маркетинга до крупномасштабных и дорогих рекламных кампаний. Малый и средний бизнес обычно фокусируется на SEO, рассылках и работе с социальными сетями.

  1. CRM. Этот инструмент помогает в маркетинге, который направлен на действующую базу и потенциальных покупателей. С помощью CRM  бренд может поддерживать постоянную коммуникацию с клиентами, последовательно перемещать их по воронке продаж.
  2. Таргетированная реклама. Таргетинг сегодня доступен на разных платформах: в социальных сетях, мессенджерах, поисковых системах, на сайтах. Для настройки таргетированной рекламы необходимы соответствующие компетенции, чтобы не слить маркетинговый бюджет.
  3. SEO. С помощью поисковой оптимизации компания улучшает технические возможности своего сайта, а также его содержимое. SEO помогает сделать компанию более заметной в интернете и привлечь целевой трафик на сайт.
  4. Рассылки. Помогают поддерживать коммуникацию с клиентами за счет полезного и качественного контента. Кроме того, рассылки позволяют оптимизировать маркетинговые кампании за счет обратной связи от покупателей.
  5. Контент-маркетинг. Одно из самых масштабных направлений маркетинга. Оно предусматривает создание контента как для сайта компании, так и для площадок, на которых присутствует целевая аудитория. С помощью контент-маркетинга бренд раскрывает подробную информацию о своем продукте, объясняет, как он решает проблемы клиентов, снимает возражения.
  6. SMM. Маркетинг в соцсетях включает в себя исследование аудитории, разработку контент-плана, способы продвижения продукта на выбранных платформах. Грамотный SMM помогает превратить бизнес-сообщество в полноценный канал продаж.

Маркетинг не будет эффективным, если вы не будете помнить о своей целевой аудитории. А никакая другая аудитория не является столь изменчивой и критичной, как корпоративные клиенты. Ваш маркетинг должен сообщать, как ваш бизнес может помочь им в долгосрочной перспективе.

Последние публикации автора


Молодые сотрудники не хотят отказываться от гибкого графика ради карьерного роста

Молодые специалисты выбирают баланс: гибкий график важнее карьерных амбиций.

Молодые специалисты (21–27 лет) не готовы жертвовать комфортом ради карьеры — к такому выводу пришли исследователи НИУ ВШЭ и агентства «КД». 83% респондентов назвали зарплату главным фактором при выборе работы, но 57% настаивают на гибком графике, а 60% хотят профессионального роста без переработок и жесткого контроля.Что еще важно для молодых сотрудник... Читать 1 мин.

Молодые сотрудники не хотят отказываться от гибкого графика ради карьерного роста

Депутат Анатолий Никитин предложил ввести пенсионные отчисления для самозанятых

Самозанятых могут обязать платить за пенсию: что изменится?

Депутат Мособлдумы Анатолий Никитин предложил ввести обязательные пенсионные отчисления для самозанятых — 2% от дохода, но не меньше фиксированного минимума. Если инициатива будет одобрена, это позволит фрилансерам, репетиторам и другим самозанятым формировать пенсию так же, как это делают наёмные работники.Почему это важно?. Сейчас самозанятые могут пе... Читать 1 мин.

Депутат Анатолий Никитин предложил ввести пенсионные отчисления для самозанятых

В августе Мосбиржа понизит размер лота для покупки акций «Сбера» в 10 раз

Мосбиржа сокращает размер лота для акций Сбербанка.

С 1 августа 2025 года Московская биржа изменит правила торговли акциями Сбербанка. Размер стандартного лота будет уменьшен в 10 раз — с текущих 10 акций до 1 акции. Это изменение затронет как обыкновенные, так и привилегированные акции банка. На момент закрытия торгов 22 июля 2025 года: обыкновенная акция Сбербанка торговалась по цене 310,4 рубля (+0,48... Читать 1 мин.

В августе Мосбиржа понизит размер лота для покупки акций «Сбера» в 10 раз

Продажи игрушек Лабубу на Wildberries в 2025 году превысили 1,5 млрд рублей

Лабубу — новый тренд 2025 года: продажи на Wildberries бьют рекорды.

Аналитики Wildberries & Russ сообщают, что с начала 2025 года продажи товаров с персонажем Лабубу составили более 1,5 млрд рублей. Основной рост пришелся на май, когда спрос резко увеличился. Хотя товары с Лабубу появились на Wildberries еще в июле 2024 года, настоящий бум начался в мае 2025-го: продажи выросли на 4700% по сравнению с апрелем, дости... Читать 1 мин.

Продажи игрушек Лабубу на Wildberries в 2025 году превысили 1,5 млрд рублей

Банки маркетплейсов: стоит ли доверять свои сбережения Wildberries и Ozon

Насколько можно доверять банкам маркетплейсов.

Крупнейшие российские маркетплейсы Wildberries и Ozon давно переросли статус просто интернет-магазинов, создав собственные финансовые экосистемы. Обе платформы запустили банковские услуги, но насколько они надежны для хранения сбережений? Wildberries Банк пока ограничивается обслуживанием платежей внутри маркетплейса. Хотя обсуждается выпуск банковской ... Читать 1 мин.

Банки маркетплейсов: стоит ли доверять свои сбережения Wildberries и Ozon
Кондауров Олег
Кондауров Олег
11.07.2025
Центробанк назвал самый доходный и самый убыточный актив за первое полугодие
Корпоративные облигации лидируют по доходности, но золото — долгосрочный фаворит.
Заровнятных Ольга
Заровнятных Ольга
19.06.2025
«Территория инноваций» станет инструментом развития новейших технологий
«Территория инноваций» на ПМЭФ-2025 объединит участников ведущих технологических форумов с...
Заровнятных Ольга
Илья Руденко
23.06.2025
Роскомнадзор увеличил штрафы за молчание об обработке персональных данных
Роскомнадзор не дремлет
Кондауров Олег
Кондауров Олег
07.07.2025
Курс доллара подскочил на фоне новых торговых пошлин Дональда Трампа
На фоне возможного ужесточения торговой политики США доллар продемонстрировал рост, тогда ...
Кондауров Олег
Кондауров Олег
11.07.2025
Центробанк назвал самый доходный и самый убыточный актив за первое полугодие
Корпоративные облигации лидируют по доходности, но золото — долгосрочный фаворит.
Заровнятных Ольга
Илья Руденко
19.06.2025
«Додо» уехала в Казахстан
Кто куда, а «Додо Пицца» — в Казахстан